EcoFamilyShop
Статьи

«Зеленый камуфляж»: как распознать гринвошинг

Гринвошинг (англ. greenwashing, от слов green — зеленый, экологичный и whitewashing — отбеливание, обеление) — это маркетинговая политика недобросовестных компаний, которые пытаются казаться более экологичными, чем они есть на самом деле. Цель банальная — выудить побольше денег у покупателей, которым не безразличен вред, наносимый нашей планете. Это настолько успешная уловка, что между 2007 и 2019 годом количество «экологически-озабоченных» компаний выросло на 79% и продолжает расти.

Даже если покупатель не является экоактивистом, скорее всего, он предпочтет более «зеленый» или более «здоровый» продукт. В этом нет ничего удивительного. Но как убедиться в том, что производитель хитрит? Нужно в первую очередь обращать внимание на следующие тревожные звоночки:
  • акцент на положительных качествах, сокрытие недостатков или частичная правда (например, то, что в продукте «нет консервантов», не значит, что там нет другой химии и он не тестировался на животных):
  • компания Bic создала бритву с ручкой из биопластика, но также, как и обычный пластик, ее нужно сдавать на переработку в специализированное место, ее нельзя компостировать дома;
  • громкие слова, которым покупатель должен верить на слово (например, GMO-free):
  • такое можно встретить даже на бытовой химии — к сожалению, слова natural или bio зачастую являются либо частью названия, либо относятся лишь к некоторым компонентам; 

  • общие фразы, которые не имеют конкретного смысла («100% экологичный»):
  • или «фермерский» — кажется, что это синоним слова «хороший», но во-первых, это не так, а во-вторых, эти определения не закреплены ни в каких стандартах;
  • заявление об отсутствии в продукте веществ, которые запрещены законом или которых и так не должно быть в этом продукте:
  • например, вода без ГМО и глютена;
  • продвижение продукта как более экологичной альтернативы, при том что он все равно наносит вред природе:
  • одноразовые подгузники не могут быть экологичными, но некоторые компании всеми силами стараются нас в этом убедить;
  • заявления, не соответствующие действительности:
  • самые недобросовестные производители могут расписать преимущества своей продукции в радужных цветах, зная, что вы никогда не проверите, насколько продукт органический, «фермерский» или «натуральный», и хорошо, если он не нанесет покупателю никакого вреда;
  • несуществующие или не имеющие значения символы, печати и маркировки (например, «знак качества»),
  • зеленый, белый или бежевый цвет упаковки, а также изображения и символы природы (росток, дерево, голубое небо): ни CocaCola, ни McDonald’s, к сожалению, не стали более экологичными компаниями, сменив цвет упаковки отдельных продуктов или фон логотипа на зеленый;
  • псевдоэкологичная упаковка («биоразлагаемая» упаковка, картон снаружи и пластик внутри и т.д.): производители часто забывают упомянуть, что биоразлагаемый пакет разложится на микропластик.
Другие примеры гринвошинга:
  • компании принимают обратно упаковку, но неизвестно, есть ли у них возможность ее переработать,
  • компании, наносящие вред природе, заявляют об использовании «зеленых» технологий,
  • компании, наносящие вред природе, устраивают экологические акции ко Дню Земли и т.п.,
  • производители одежды заявляют, что отказались от продуктов животного происхождения (но не всех),
  • производители одежды называют себя «зелеными», но продолжают использовать труд незащищенного населения, не создают приемлемых условий на рабочем месте и т.д.

Все громкие заявления производителя должны быть подтверждены специальными сертификатами и маркировкой. Например:
  • российский «Листок жизни»,
  • «евролист» — маркировка EU Organic Bio с буквенно-цифровым кодом и местом выращивания сырья (если код и место не указаны, производитель использует маркировку незаконно),
  • USDA Organic,
  • EU Ecolabel,
  • ICEA,
  • Fair Trade,
  • японский «Экознак»,
  • немецкий «Синий ангел»,
  • скандинавский «Белый лебедь»,
  • у производителей одежды это Bluesign, Cradle to Cradle Certified Product Standard, GOTS, OCS и т.д.
Чтобы разглядеть «зеленый камуфляж» недобросовестной фирмы, нужно внимательно изучить упаковку и прочитать состав (чем он короче, тем лучше). Если что-то вас настораживает, лучше ознакомиться с политикой компании и с отзывами о ней. Можно также скачать одно из специальных мобильных приложений. Например, Ecolabel Guide позволит буквально не отходя от кассы отсканировать и проверить подлинность экомаркировки.



Социум